Ежедневно с 9 до 18 часов, выходной сб.-вс. (3812) 59-33-37 ankoromsk@bk.ru Заказать звонок Перейти в чат

Сравнение особенностей конструкции и эксплуатации, преимуществ и недостатков поршневых и винтовых компрессоров.

На рынке компрессорного оборудования представлено большое количество моделей компрессоров различных производителей.

Для начального ориентирования покупателя в выборе подходящего компрессора необходимо понять, в чем состоят основные различия между винтовыми и поршневыми компрессорами.

 

Особенности винтовых и поршневых компрессоров

ВИНТОВЫЕ КОМПРЕССОРЫ:

  • Имеют более высокий КПД благодаря меньшему коэффициенту трения в винтовом блоке и отсутствию необходимости преобразования вращательного движения двигателя в возвратно-поступательное движение поршней.
  • Отсутствуют скачки давления, характерные для поршневых компрессоров, благодаря плавному снижению скорости вращения. Это повышает эффективность работы пневматического оборудования и позволяет снизить объем ресивера.
  • Меньший расход смазки, и, как следствие, более чистый сжатый воздух с низким содержанием примесей, что является принципиальным для некоторых отраслей (пищевая, медицинская и т.д.)
  • Встроенный контроллер (система автоматизации) поддерживает заданные параметры работы без участия оператора, и позволяет объединить несколько компрессоров в сеть, что повышает эффективность расходования ресурсов.
  • В процессе сжатия в винтовом компрессоре воздух меньше нагревается, и необходимо меньше ресурсов для его охлаждения.
  • В большинстве винтовых компрессоров мощностью до 250 кВт предусмотрена воздушная система охлаждения, что снимает необходимость установки оборудования для оборотного водоснабжения либо утилизации технологической воды из системы водяного охлаждения.
  • Винтовые компрессоры имеют меньшие габариты, низкий уровень шума и вибрации, не требуют установки на фундамента. Эти особенности позволяют предприятию отказаться от компрессорных станций.

 

ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ:

  • Просты, надежны и эффективны в использовании, что делает их популярным средством производства сжатого воздуха в бытовых и промышленных условиях. Они составляют успешную конкуренцию винтовым в диапазонах производительности до 1500 л/мин.
  • Их конструкция и принцип действия обеспечивают эффективное сжатие атмосферного воздуха. Но следует учитывать, что сжатый воздух из поршневого компрессора поступает не в виде непрерывного потока, а импульсами. Для выравнивания давления воздуха и предотвращения перебоев в работе пневматического оборудования поршневые компрессоры используются с ресиверами.
  • Как правило, в поршневых компрессорах предусмотрено автоматическое регулирование производительности для поддержания постоянного уровня давления в трубопроводе. Самым простым способом регулировки является изменение частоты вращения вала компрессора.

 

Различия между разными видами винтовых и поршневых компрессоров

ВИНТОВЫЕ КОМПРЕССОРЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО:

  • типу привода:
    - ременные (крутящий момент обеспечивает ремень, соединяющий двигатель и основной блок);
    - прямые (соединение с помощью муфты является более надежным и энергоэффективным);
    - редукторные (зубчатый редуктор позволяет винтовому блоку вращаться со скоростью, не совпадающей со скоростью вращения мотора);
  • максимальному рабочему давлению:
    - низкого (до 3,5 бар);
    - среднего (до 15 бар);
    - высокого (до 35 бар);
  • использованию масла:
    - маслозаполненные;
    - безмасляные;
  • типу потребляемой энергии:
    - автономные (дизельные и бензиновые);
    - электрические (220 / 380 В);
  • фазе:
    - однофазные (220 В);
    - трехфазные (380 В);
    - универсальные (220 / 380 В);
  • типу запуска:
    - ручной;
    - электростартер.

 

ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ:

  • количеством цилиндров (одно-, двух- и многоцилиндровые);
  • видом расположения цилиндров (горизонтальные, вертикальные, W, V-образные, рядные);
  • типом действия (одинарный или двойной (работают обе стороны поршня));
  • количеством ступеней сжатия воздуха (многоступенчатые, одноступенчатые);
  • одинарного действия (бескрейцкопфные) или двойного (крейцкопфные);
  • масляные и безмасляные (сухого трения или сухого сжатия);
  • видом двигателя (электрический, бензиновый, дизельный);
  • типом привода:
    - с прямым приводом (обеспечивают экономию электроэнергии, низкий уровень шума, более высокий КПД);
    - с ременным приводом (меньшие динамические нагрузки при запуске благодаря проскальзыванию ременной передачи).
  • уровнем давления на выходе:
    - низкого давления (диапазон от 5 до 12 бар);
    - среднего (диапазон от 2 до 100 бар);
    - высокого (диапазон от 0 до 1000 бар).

 

Особенности конструкции винтовых и поршневых компрессоров

ВИНТОВЫЕ КОМПРЕССОРЫ:

Винтовой блок компрессораКомпрессоры винтового типа работают в автоматическом режиме с отсроченным включением. Винтовая пара в рабочей камере компрессора, вращаясь, захватывает воздух на входе и проталкивает к выходу, сжимая в пространстве между зубьями.

При достижении максимального рабочего давления компрессор начинает работать на холостом ходу, прогоняя воздух по внутреннему контуру и охлаждая его. Длительность режима холостого хода определяется автоматикой.

При падении давления до уровня, зафиксированного на момент включения, компрессор снова начинает работать в режиме нагнетания. Если к концу установленного времени работы на холостом ходу давление не снизилось, компрессор переходит в режим ожидания, после чего переходит в режим нагнетания.

В процессе сжатия воздуха в винтовом блоке образуется тепло, которое отводится при помощи масла, охлаждаемого вентилятором. Такая система делает возможной практически бесперебойную работу компрессора на максимальной нагрузке в течение долгого времени.

Принципиальное значение в сжатия воздуха имеет профиль винтовой пары. Производители винтовых компрессоров постоянно совершенствуют их конструкцию и патентуют новые инженерные решения.

 

ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ:

Устройство и принцип действия одноцилиндровых поршневых компрессоровОдноцилиндровые

Всасывание и нагнетание воздуха обеспечивается при помощи цилиндра, поршня и двух клапанов. Шатун, соединенный с вращающимся коленчатым валом, передает на поршень ограниченные движения по камере сжатия, приводя к увеличению объема воздуха между клапанами и нижней части поршня и его разрежение.

Атмосферный воздух, преодолевая сопротивление пружины, открывает всасывающий клапан и попадает по всасывающему патрубку в цилиндр.

Возвратным действием поршня воздух сжимается, его давление возрастает, через нагнетательный клапан, также преодолевая сопротивление пружины, он поступает в нагнетательный патрубок.

Устройство и принцип действия двухцилиндровых поршневых компрессоровДвухцилиндровые

Одноступенчатый поршневой компрессор оснащается двумя цилиндрами одинакового размера, работающими в противофазе. Их размер тщательно подбирается, чтобы обеспечить равно эффективную работу компрессора на всех ступенях.

Устройство и принцип действия двухступенчатых поршневых компрессоровДвухступенчатые

В цилиндре первой ступени воздух сжимается до определенного давления, поступает в межступенчатый охладитель (медную трубку) для снижения температуры до определенного уровня, что повышает КПД компрессора, после чего дожимается в цилиндре второй ступени. Подобная схема работы позволяет получить сжатый воздух с максимальным уровнем давления.

Такие компрессоры имеют значительные преимущества перед одноступенчатыми:

  • большая энергоэффективность при равной мощности двигателя;
  • производительность на 20% выше, чем у других типов поршневых компрессоров;
  • температура в цилиндрах ниже, чем у одноступенчатых компрессоров, что повышает ресурс поршневой группы.

 

Сравнение основных характеристик винтовых и поршневых компрессоров

УРОВЕНЬ ШУМА:

Современные винтовые компрессоры оснащены шумоизоляцией, что позволяет эксплуатировать их непосредственно в производственных помещениях. В то время как уровень шума при работе поршневых компрессоров делает невозможным продолжительное нахождение рядом с ним работников и требует выделения отдельного помещения.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ:

Одним из главных различий между винтовыми и поршневыми компрессорами является их производительность, которая для них определяется по-разному.

Для поршневых компрессоров указывают теоретическую производительность (на всасывании). Она равна объему, который поршень описывает в единицу времени.

Для винтовых компрессоров указывают объемную производительность, объем воздуха выражается в нормальных кубических литрах (или метрах) в единицу времени с указанием условий всасывания (температура окружающего воздуха и рабочее давление).

Пример:

Сравним два компрессора одинаковой производительности (1000 л/мин) с электродвигателем мощностью 7,5 кВт.

Данная производительность для винтового компрессора равняется 1000 нл/мин, для поршневого составляет 1000 л/мин на всасывании. При том удельная производительность винтового компрессора составляет примерно 133 (л/мин)/кВт, а поршневого компрессора примерно 100 (л/мин)/кВт (в зависимости от конструкции), что на 20-30% ниже.

Очевидно, что у винтовых компрессоров ниже энергетические затраты на производство единицы объема сжатого воздуха и выше КПД.

 

РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ:

Расходы по электрическому подключению и монтажу винтовых и поршневых компрессоров сопоставимы и не слишком отличаются.

Периодичность техобслуживания компрессоров этих видов производится 1-4 раза в год, в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации.

В техническое обслуживание в обоих случаях, в основном, входит замена компрессорного масла, масляных фильтров, а также замена воздушных фильтров, которые можно производить силами потребителя.

У винтовых компрессоров дополнительно необходимо 1-2 раза в год производить замену масляно-воздушного сепаратора (элемента, который отделяет из сжатого воздуха компрессорное масло).

Капитальный ремонт винтового компрессора (замена сальников уплотнения и подшипников ведущего и ведомого вала винтового блока) может обходиться дороже, чем ремонт поршневого (замена колец, клапанов, цилиндров), но, с другой стороны, поршневые компрессоры требуют более частого ремонта и замены изношенных деталей.

Общая наработка по времени до ремонта у винтовых компрессоров в 3-5 раз выше , чем у поршневых компрессоров.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ВИНТОВЫХ КОМПРЕССОРОВ:

  • реальная производительность в 2 раза выше, чем у поршневых компрессоров;
  • меньшее потребление электроэнергии;
  • возможность эксплуатации в режиме 24/7;
  • ресурс работы выше в 3-5 раза;
  • низкий уровень шума, возможна эксплуатация непосредственно в производственном помещении;
  • низкий унос масла (2-3 мг/м3);
  • простота технического обслуживания;
  • компрессоры большой производительности отличаются небольшими габаритами, не требуют водяного охлаждения и установки на фундамент.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ:

 —  низкая стоимость.

Стоит выбрать поршневой компрессор, если на производстве:

  • нет необходимости в компрессоре большой производительности ( потребление до 1500 литров в минуту);
  • потребности в объемах сжатого воздуха часто меняются и они не продолжительны;
  • сложные условия работы (грязь, пыль, повышенная влажность, перепады температуры);
  • требуется сжатие агрессивных газов;
  • при нагнетании высокого уровня давления (до 40 атмосфер).

 

НЕДОСТАТКИ ВИНТОВЫХ КОМПРЕССОРОВ:

  • сложная конструкция, высокая цена компрессора;
  • необходимость отвода горячего воздуха после выхода из системы охлаждения и затраты на соответствующее оснащение системы вентиляции;
  • винтовые агрегаты не предназначены для работы с агрессивными газами, а также в пыльных помещениях;
  • требуется постоянный контроль работы системы маслоотделения.

 

НЕДОСТАТКИ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ:

  • менее экономичны по сравнению с винтовыми;
  • повышенный расход масла;
  • невозможность непрерывной длительной работы из-за перегрева;
  • высокий уровень шума;
  • частые поломки и износ деталей;
  • низкий срок эксплуатации (3-5 лет).

 

Подводя итог можно отметить, что при выборе компрессорного оборудования нужно тщательно взвесить все производственные особенности, потребности в сжатом воздухе и рассчитать экономическую эффективность.

Для подбора компрессора и сопутствующего оборудования обращайтесь к специалистам компании Анкор.